Организация работы и подготовительные упражнения

Оборудование, материалы, инструменты и их использование

Учебные помещения для рисования имеют специальное оборудование, состоящее из различных мольбертов для крепления бумаги, подставок для натуры, набора учебного реквизита (гипсовых слепков геометрических тел, орнаментов, архитектурных деталей, отдельных частей и всей фигуры человека и методических пособий, поясняющих то или другое задание).
Исходя из того, что настоящее пособие может быть использовано и самостоятельно изучающими рисунок при подготовке в архитектурный институт, в нем дается ряд советов, как организовать «рабочее место» дома и какие материалы необходимо иметь, впервые приступая к занятиям по рисунку. Для прикрепления листа бумаги необходимо иметь прямоугольную доску или подрамник размером 45 X 65 см, рассчитанный на половину стандартного листа бумаги. Подрамник следует сделать из гладкой фанеры толщиной 3—5 мм. Для придания подрамнику жесткости фанеру надо набить или прикрепить на рамку, связанную из брусков сечением 2 x 3 см. Его можно устанавливать для удобства работы на стул (рис. 1). Целесообразно изготовить простейший мольберт. Для этого к верхней части боковых граней подрамника размером 65x65 см шарнирно (на двух гвоздях) прикрепляют две ножки, связанные между собой перекладиной.

Рис. 1. Оборудование и материалы: а - бумага для рисования; б - альбом для зарисовок; в - папка для хранения бумаги и рисунков; г - подрамник на стуле; д - мольберт для рисования

Рис. 1. Оборудование и материалы: а - бумага для рисования; б - альбом для зарисовок; в - папка для хранения бумаги и рисунков; г - подрамник на стуле; д - мольберт для рисования

При работе ножки мольберта ставятся на пол, а нижний край подрамника на колени. Шарнирное соединение ножек с подрамником позволяет придать плоскости подрамника необходимый наклон, удобный для рисования. Лучше, если мольберт будет иметь четыре ножки. Необходимо также иметь запас белой плотной бумаги, рисовальной или чертежной, размером 30x40 и 40x60 см (рис. 1,а); папку с клапанами для хранения бумаги и рисунков (рис. 1,в); канцелярские кнопки для прикрепления бумаги к доске; резинку, разрезанную по диагонали; ножик или в крайнем случае лезвие от безопасной бритвы в оправе; карандаш со свинцовым графитом средней твердости — «М», «2М». Такой карандаш наиболее удобен для начального обучения рисунку: им легко работать, он допускает достаточно большие градации по силе линий и тушевки, хорошо держится на бумаге, хорошо стирается и растирается резинками (рис.2). 

Рис. 2. Примерный комплект принадлежностей для рисовании: карандаши, резинка, нож, кнопки

Рис. 2. Примерный комплект принадлежностей для рисовании: карандаши, резинка, нож, кнопки

Для более ясного понимания, изучения и применения в рисунке законов светотени освещение рисуемого предмета должно быть постоянным, достаточно контрастным и сосредоточенным. Освещение доски с бумагой должно быть мягким, слева и сверху, чтобы тень от руки не мешала рисующему. Доска с бумагой располагается на расстоянии вытянутой руки (рис. 3). Мысленная прямая линия, проведенная из глаз на середину бумаги, должна быть перпендикулярна плоскости листа. Поворачивать рисунок во время работы не рекомендуется. При такой посадке удобнее работать рукой и равномерно охватывать лист глазом, не допуская грубых искажений и ошибок в перспективе, пропорциях и светотеневых отношениях.
Карандаш должен быть аккуратно отточен. В начальной стадии исполнения рисунка карандаш надо держать ногтевыми фалангами большого, указательного и среднего пальцев за неотточенный конец, опираясь ногтем мизинца на подрамник (рис.3,а). Такая постановка кисти и пальцев руки позволяет более рационально использовать длину карандаша и регулировать силу нажима, при этом кисть руки не загораживает лист и позволяет рисующему в процессе работы сравнивать части и вести рисунок от общего к частному. Держать карандаш близко к отточенному концу допустимо лишь тогда, когда все изображение построено правильно и можно переходить к уточнению и передаче мелких деталей (рис.3,б,в).

Рис. 3. Постановка кисти и пальцев при рисунке карандашом а - в начальной стадии: б,в — при прорисовке деталей

Рис. 3. Постановка кисти и пальцев при рисунке карандашом а - в начальной стадии: б,в — при прорисовке деталей

Использование других, более «широких» профессиональных материалов: тонированной бумаги, угольных палочек и угольных карандашей, пера и туши, сангины и соуса возможно после того, когда будет накоплен опыт и умение рисовать графитным карандашом. Для постоянных упражнений по рисунку начинающему рисовать необходимо всегда иметь при себе альбом или блокнот с твердыми крышками, размер которого позволял бы хранить его в кармане (рис.1,б). В них рекомендуется делать и закреплять те упражнения, которые проходятся в этот момент по систематическим плановым занятиям.

Is the world's most expensive painting a FAKE? Louvre snubs 'Leonardo da Vinci' painting 15 months after a Saudi prince spent £342million

The Salvator Mundi, an ethereal portrait of Jesus Christ which dates to about 1500

The Salvator Mundi, an ethereal portrait of Jesus Christ which dates to about 1500

The Salvator Mundi was thought to be painted by Renaissance master Leonardo da Vinci, but doubts have been cast over the painting's authenticity.

The painting, which was unveiled at The National Gallery's 2011 Leonardo exhibition, broke auction records at Christie's in New York, 2017 when it was bought for $450million (£342million).

Christie's confirmed the Abu Dhabi Department of Culture and Tourism was 'acquiring' the painting, but its next unveiling, due to take place at the Louvre Abu Dhabi in September, was cancelled with no explanation.  

The Salvator Mundi, which depicts Christ as 'Saviour of the World', is now alleged by some to be a 'workshop Leonardo', painted by one of the artist's studio assistants.

Art historian Jacques Franck told the Sunday Telegraph that senior politicians and Louvre staff 'know that the Salvator Mundi isn't a Leonardo'.

He has reportedly written to French President Emmanuel Macron to warn him against inaugurating the Louvre's Leonardo exhibition this autumn if the allegedly fake painting is included - which would be 'almost scandalous'. 

The painting was also said to be facing a snub from the Louvre in Paris, who were reported to have scrapped plans to display the work in its Leonardo da Vinci exhibition.

But a Louvre spokeswoman told MailOnline: 'The Musée du Louvre has asked for the loan of the Salvator Mundi and wishes to present it in its October exhibition.

'We are waiting for the owner’s answer.

'M. Franck was part of the scholars who have been consulted 7 or 8 years ago for the restoration of the Saint Ann.

'He is not currently working on the Leonardo da Vinci exhibition and has never been curator for the Louvre.

'His opinion is his personal opinion, not the one of the Louvre.'  

The painting's appearance has been said to have changed between the time it was unveiled in 2011 and its auctioning off six years later, raising questions over its restoration.   

Last August reports emerged that Matthew Landrus, a research fellow at Oxford University's Wolfson College, said the artwork was actually painted by da Vinci's assistant Bernardino Luini. 

Reports had suggested that Saudi Crown Prince Mohammed bin Salman was the painting's buyer. 

Da Vinci scholar Professor Martin Kemp, who helped authenticate the piece a decade ago, had previously told The Times: 'Nobody outside the immediate Arab hierarchy knows where it is.' 

Western diplomats said a Saudi royal acting as a proxy for Saudi Arabia's Crown Prince Mohammed bin Salman was the buyer.

The Saudi Embassy in Washington says the Saudi royal purchased the painting on behalf of the museum in Abu Dhabi.  

A beautiful Aron Kodesh of the Great Synagogue of Siret in Romania was stolen and illegally sold through an auction house in Israel.

Aron Kodesh of the Great Synagogue of Siret in Romania 1.jpeg

Romanian Jewish community says it has filed a criminal complaint over the removal of the ark in Siret .

The Federation of Jewish Communities in Romania (Fedrom) says it learned only last week that the aron kodesh from Siret’s Great Temple was listed for auction at the Moreshet Auction House in Bnei Brak, near Tel Aviv, on Wednesday.

But David Mena, the lawyer representing the auction house, told the JC that they have documentation proving the aron kodesh was brought into Israel legally in 2016.

After making an emergency inspection, Fedrom said it discovered the aron kodesh currently in place in Siret, supposedly restored in 2016, was not in fact the original but a replica.

Photographs published by Jewish Heritage Europe, which broke the story, showed sloppy woodwork and crude, simplified lettering above the doors of the ark revealed it was not an original.

This was confirmed by a conservators’ report commissioned by Fedrom.

Last Friday, the federation filed a criminal compliant with local police in Siret “in order to avoid the sale of a valuable piece belonging both to the Jewish and Romanian national heritage,” its president Aurel Vainer said.

Neither Mr Mena nor the auction house he represents responded to written requests to share the relevant paperwork with the JC.

In a telephone interview, Mr Mena disputed Fedrom’s charge that they were robbed or defrauded, claiming the aron kodesh was found in a damaged condition “at the court near the synagogue” in Siret, he said. He declined to name the Judaica specialist who made the discovery.

The description of the aron kodesh provided by the auction house states, mysteriously: “A few years ago, during a visit to…Siret, it became clear that the ancient Holy Ark was meant for some reason to be dismantled. …In a complex operation and after great efforts, the ark was brought to Israel.”

Romania’s Jewish community today numbers only 8,000. Based in the capital Bucharest, Fedrom is tasked with maintaining 83 synagogues across the country.

Siret, a town in the historic Bukovina region on Romania’s northern border with Ukraine 12 hours from Bucharest, no longer has a resident Jewish community, the last member having died in 2002. A caretaker maintains Siret’s synagogue.

In an earlier statement, Fedrom indicated they had found “no visible signs of forced entry or robbery” at the Great Temple.

The federation said they intended to notify the relevant authorities in Israel, were the auction to go ahead on Wednesday.

Moreshet does not plan to delay the auction but will halt the transfer of ownership to the winning bidder until the dispute with Fedrom is resolved.

Mr Mena added he believes the restored aron kodesh will be installed in a synagogue and that a bidder from London is already interested in the piece.

Note about the Aron Kodesh of the Great Synagogue of Siret in Romania:

Aron Kodesh of the Great Synagogue of Siret in Romania 3.jpeg

A large holy ark made from wood and fenced in metal, with wonderful decorations, some of which are gilded in the classical Eastern European style. Built probably in the beginning of the 19th century, it stood in all its glory in the city of Siret in the Bokovina district of Romania, at the Great Synagogue “Die Grosse Shul”—the only synagogue that remained in the city after World War II. The *city Siret* is currently a border town and crossing into Ukraine and had a Jewish community for hundreds of years, including many chassidim and Jewish sages. Includes the Admor (1st) of Siret Vizhnitz, Rabbi Baruch Hager (the “Makor Baruch”) who served as rabbi of the city and established a yeshiva there. The Admorim of Nadvorna, including Rabbi Chaim Mordechai Rosenbaum, author of the Divrei Chaim and his son, the Admor Yaakov Issachar Ber Rosenboim, HaBar Yaakov, was born in the city, Rabbi Yosef Naftali Stern, who later became the head of the Pressburg Yeshiva in Jerusalem and a member of the Council of Torah Sages, etc. Zionist youth movements were also active in the city, the most prominent of which were Hanoar Hazioni and Beitar. * The synagogue * According to the testimony of a native of the city, former MK Yitzhak Artzi (the father of the singer Shlomo Artzi and the writer Nava Semel), seven synagogues were in the city: "As the Sabbath began, the seven synagogues in the town were worshiped, Vizhnitz, where Grandpa and I prayed, the Sadiger Kloiz of the Sadigura Hasidim, the Beit Midrash, the tailors' synagogue of the "Shneidreishe Shul", the "Nadvorner Shul", the "Boyaner Schul" and the "The Great Synagogue.” It was the center of life in the town, the religious gatherings were held there, and even the Hasidim who used to pray in the various synagogues would enter from time to time to pray in a place that was also a prominent Torah site. During the Second World War, the Jews of the city were deported to the plains of Transnistria and the Jewish community was exterminated, with few Jews returning to the city after the war and those who guarded the synagogue with devotion. * The Ark * The Holy Ark in the Central Synagogue was decorated with wooden beams with a Star of David with a caption bearing the inscription "And you made an offering of pure gold", and above it the Tablets of the Ten Commandments with large wooden reliefs vases and flowers. The entire cabinet is decorated with wooden decorations, some of which are golden. In front of the ark is a hand-made metal railing. The curtain is a bright floral pattern, with the symbols of the Star of David on it embroidered: "This is evidence of the generosity of Mr. Manali Satungar and his son for the soul of his wife and their mother M. Yantu [Yenta] Rachel B. Elijah [daughter of Elijah] Pinhas Nef [died] [1944] in Mogilov (Mohilev-Podilsky-Ukraine) [Many of the Bukovina Jews died in this city during the Second World War]. "According to expert estimates, the Holy Ark was built in the synagogue at the beginning of the 19th century

Aron Kodesh of the Great Synagogue of Siret in Romania 6.jpeg
Aron Kodesh of the Great Synagogue of Siret in Romania 9.jpeg
Aron Kodesh of the Great Synagogue of Siret in Romania 5.jpeg

Учебная программа по рисунку, живописи и композиции 

Рисунок

живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура.jpeg

Курс рисунка является основным для всех, кто делает первые шаги в изобразительном искусстве. Он знакомит слушателей с такими важнейшими базовыми понятиями как форма, объем, линия, пятно, свет и тень, рефлекс, плоскость и глубина, пространство, перспектива. Приоткрывает тайны создания на плоскости объемного изображения с помощью карандаша или мягких материалов. Умеющий правильно держать карандаш приобретает ни с чем несравнимую свободу и становится способен выразить любую свою самую смелую фантазию. На уроках рисования Вы научитесь поэтапно рисовать в различных материалах – карандашом, соусом, сангиной, углем. Начав с нуля, постепенно Вы научитесь рисовать натюрморты, цветы, портреты, пейзажи, и даже фигуру человека.

Учебная программа 

· Рисунок геометрических тел. Знакомство с основами рисования: компоновка в листе, организация в пространстве, перспектива, штрих.

· Натюрморт из геометрических тел. Основы композиционного и пластического построения.

· Рисунок архитектурных розеток и драпировок. Знакомство с простейшими формами и ритмами.

· Рисунок гипсовой маски и частей головы Давида. Знакомство с особенностями строения головы человека: глаз, нос, губы, ухо.

· Рисунок черепа. Знакомство с основами анатомии и объемного построения головы человека.

· Рисунок гипсовой головы.

· Портрет. Рисунок живой модели.

· Рисунок фигуры. Знакомство с построением фигуры человека на плоскости.

Живопись

Мастер-классы живописи маслом в хайфе в израиле.jpg

Курс живописи дает возможность попробовать себя в различных живописных техниках от акварели и пастели до масла, темперы и акрила. Вы научитесь видеть и воспринимать мир цветным и передавать свои впечатления на холсте, узнаете, что разные цвета по-разному взаимодействуют друг с другом. С удивлением обнаружите, что для создания сложнейшего и разнообразного по цвету произведения, порой достаточно всего трех красок. А когда кисточки станут продолжением Ваших рук, Вы обогатите это мир новыми живописными шедеврами, достойными занять свое место в самой взыскательной коллекции.

Учебная программа 

·         Натюрморт из простых предметов. Знакомство с основами живописи.

·         Сложный натюрморт. Основы композиционного и пластического построения в живописи

·         Пейзаж

·         Портрет


Композиция

Этот курс предназначен для тех, кто уже знаком с основами рисунка и живописи и намерен развивать свои навыки на качественно новом уровне. Он также является обязательным для тех, кто готовится к поступлению в художественные учебные заведения. Курс композиции познакомит Вас с закономерностями динамического построения изображения на плоскости, научит работать в разных форматах (прямоугольник, квадрат, круг, овал). Вы узнаете, что содержание, эмоциональное наполнение и художественный образ любого произведения искусства зависит в первую очередь от композиционного построения, а законы композиции идентичны для всех видов изобразительного искусства.

Существует множество книг и пособий по композиции, но ни одно из них не научит вас компоновать, не даст рецепт построения картины, потому что рецепта нет, как и нет идеальной композиции.

В композиции все строится на нюансах, о которых невозможно рассказать в общих чертах, без привязки к конкретному композиционному решению.

 Композиция это: главное и второстепенное, понятие пятна и развитие его в формате, организация композиционного пространства, цветовое и тональное решение, выбор формата, ритмика и пластика, пауза и информативное наполнение, дробное и простое пятно, объемное и плоское, решение углов, композиционный центр, подход к краям композиции и Обрезы, контраст и значение касаний, подчинение, закон золотого сечения, линия горизонта

Об этом и многом другом мы будем вести беседу, на основе ваших композиционных эскизов. Вы вплотную сможете подойти к созданию своего собственного, грамотно построенного произведения, что является вершиной изобразительного искусства.

Цели и задачи программы

Основная цель программы : Освоение учениками знаний и навыков начального профессионального художественного образования. Формирование образного, художественного и пространственного видения мира и выражения его языком изобразительного искусства. Для достижения этой цели в обучении используется комплексный подход – программа содержит элементы основных и дополнительных спец дисциплин: рисунка, живописи, композиции, цветоведения, дизайна, прикладной графики, перспективы, декоративно-прикладного искусства. Процесс познания происходит посредством личной художественной деятельности и изучения художественного наследия, а также выдающихся произведений искусства.

Уроки проводятся в контексте взаимодействия различных видов искусства: живописи, музыки, литературы, что развивает изобразительные способности, активизируют творческий потенциал детей, расширяют диапазон воздействия каждого вида искусства и соответствуют возрастным особенностям школьников. Ученики учатся трансформировать слуховые образы в зрительные и создавать на их основе графическое изображение. -Основой обучения является рисование с натуры и сочетается с работой по памяти и представлению.

Процесс обучения строится по принципу «от простого к сложному», от краткосрочных упражнений к длительным заданиям, от общего к частному и вновь к общему. В начале ученик овладевает навыками работы с простейшими геометрическими формами, от плоскостных заданий переходим к заданиям с объемами и пространством. Параллельно происходит работа с развитием колористического видения, основными законами цветоведения, обучения техническим приемам акварельной живописи, гуашью. На основе этого у учащегося постепенно развивается осознанное чувство ритма, движения, силуэта.

Цель занятий композиции состоит в том, чтобы научить понимать язык искусства, а через него его суть, развивать образное восприятие мира, формировать мировоззрение, духовно, нравственно и эстетически развивать учеников. Практические работы выполняются в разных техниках и разными материалами, в различных видах декоративно-прикладного искусства.

Задачи программы:

- приобщение учеников к художественной культуре, обучение их основам изобразительной грамоты, а также выявление наиболее одаренных учащихся для продолжения художественного образования в средних специальных и высших учебных заведениях;

- обучение навыкам и умениям в работе над практическими заданиями, осмысление художественного языка, его особенностей и условностей;

- воспитание у учащихся высоких эстетических критериев, воспитание эстетического вкуса;

- интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора;

-развитие цветоощущения, зрительной памяти, художественно-творческой активности, художественных способностей, фантазии;

- обучение основам теории и практики живописи, развитие у учащихся способности видеть и изображать окружающий мир во всем многообразии его цвето-световых отношений. Пользуясь живописными средствами, лепить форму цветом, овладеть техническими приемами акварельной живописи, гуашью и основам цветоведения;

- обучения основам теории и практики графических изобразительных средств: карандаш, тушь и иных графических материалов;

- научить учащихся видеть и изображать на плоскости предметы окружающего нас мира по средствам передачи их формы, объема, материала, фактуры, их положения относительно друг друга и глада рисующего в световоздушной среде различными графическими средствами: линией, штрихом, пятном;

- формирование навыков передачи цветом и тонам предметов с натуры, по памяти, представлению и умений пользоваться художественно-выразительными средствами живописи, графики, углубление знаний по перспективе, цветоведению, дизайну, передаче формы и объема композиции, воспитание и развитие у учащихся художественного видения, способность не просто копировать действительность, а выражать свое отношение композиционного решения;

- выявлять и развивать индивидуальные наклонности и способности учащихся; - приобщение к наследию отечественного и мирового искусства.

Принципы построения программы:

- постепенное усложнение заданий от простого к сложному, от краткосрочных к длительным заданиям;

- закрепление полученных знаний в ходе выполнения последующих заданий;

- индивидуальный подход к учащемуся с учетом уровня его индивидуального развития.

Формы и методы обучения

В процессе занятий используются формы занятий: традиционные, комбинированные и практические занятия.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

- словесный (устное изложение, беседа, рассказ);

-наглядный (показ видео и мультимедийных материалов, иллюстраций, работ учащихся, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.);

- практический.

Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:

- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;

- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;

- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задача совместно с педагогом;

- исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.

Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:

- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;

- индивидуально-фронтальный;

- индивидуальный.

Ожидаемые результаты

К концу обучения учащиеся должны:

- знать и осознанно пользоваться выбором формата листа и умением компоновать изображение на листе;

- уметь построить форму предмета с использованием знания пропорции и конструкции предмета, с применением осевых конструктивных и вспомогательных линий;

- умение передать объем с помощью светотени, передачи фактуры и тона предмета;

- видеть и изображать на двухмерной плоскости листа: форму, oбъем и пространство графическими материалами: линией, штрихом и пятном, а также цветом и тоном;

- развить способности целостного видения, умение наблюдать и запоминать увиденное, сюда входит развитие остроты и точность глазомера в определении пропорции и светотеневых отношениях;

- для понимания пространства формы использовать знания перспективы, геометрической конструкции предметов, основ анатомического строения человека, животных, птиц, геометрические тела, проволочные каркасы помогают понять строения формы, перспективу, закономерности распределения светотени, развивают пространственное изображение, умение видеть цвет;

- усвоить сведения по цветоведению: понятие спектра, о его цветах основных и дополнительных, теплых и холодных, контрастных и сближенных, понятие локальный цвет, о влиянии на него света, о роли тона в передаче формы и материальности предмета, о светосиле цвета воздушной среды, взаимодействие цветов, рефлексе;

- научиться последовательно вести этюд, брать большие цветовые отношения, передавать свето-воздушную среду и материальность предметов;

- развивать осознанное восприятие света, осмыслить понятие формата, ритма, тона, понятие декоративности, законы соподчинения и контрасты, иметь понятие цельного и детали, колористической цельности листа; - знать и осознанно пользоваться разнообразными материалами (гуашь, акварель, пастель, карандаш, тушь и т.д.), свободно работать карандашом и кистью (постановка руки);

- выработать навыки поэтапного и аккуратного ведения работы;

- знать основные жанры (натюрморт, пейзаж, анималистический жанр, портрет) и виды произведений (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство и архитектура) изобразительного искусства;

- развить внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;

- улучшить свои коммуникативные способности и приобрести навыки работы в коллективе