Учимся рисовать экстерьер

В изобразительном искусстве под экстерьером понимается внешний вид архитектурных сооружений и их комплексов в окружающей среде. Основная цель учебного задания по изображению экстерьера заключается в закреплении и развитии изобразительных навыков рисования различных архитектурных объектов и сооружений в окружающей пространственной среде.

Рисунок архитектурной среды требует от студентов знания основных принципов реалистического изображения и умения применять их на практике.

Рис. 102, а

Рис. 102, а

Рисование экстерьера - увлекательное и полезное занятие не только для художников, но, в особенности, для архитекторов, необходимое для профессиональной деятельности при совершенствовании навыков свободного рисования. Такие рисунки дают возможность работать шире, виртуозно владеть различными изобразительными средствами, главное, очень полезны при накоплении рабочих материалов для творческой работы.

Рис. 102, б

Рис. 102, б

Рисование архитектуры требует не только хороших знаний законов перспективы и технических приемов изображения, но и умения выбирать наиболее выразительную точку зрения, которая бы отвечала поставленной задаче. Правильный выбор точки зрения означает не только место, но и высоту горизонта относительно изображаемого объекта и способствует удачному разрешению композиционных задач. Так, например, при низком горизонте изображаемый объект вызывает впечатление грандиозности и величественности. При высоком горизонте это впечатление исчезает, поэтому его чаще используют при рисовании небольших сооружений. Выбор точки зрения подразумевает и выбор расстояния до объекта. Близкое расстояние дает стремительные перспективные искажения, а большое расстояние предполагает умеренное сокращение. В связи с этим при изображении пространства в рисунке экстерьера и интерьера возможно применение двух горизонтов и двух точек схода (см. рис.97).

Рис. 102, в

Рис. 102, в

Построение изображений городских ансамблей производят по тем же правилам и законам перспективы, что и рисунков геометрических тел, интерьеров и других сложных форм в пространстве. Согласно этим законам, определяется взаимосвязь пространственных планов с горизонтом и точкой схода и предметами, находящимися в пространстве.

В отличие от рисования интерьера экстерьерные рисунки позволяют свободнее и шире решать пространственную среду в картиной плоскости, следовательно, возникает необходимость в передаче воздушной перспективы. Воздушной перспективой называют иллюзию пространственной глубины, когда предметы, по мере удаления от рисующего, изменяются не только в размерах, но и по цветовой и тоновой контрастности, т.е. они становятся все менее контрастными, как по цвету, так и по тону. И наоборот, чем ближе находятся предметы к рисующему, тем ярче цветовые и тоновые контрасты, а заодно увеличиваются и размеры.

Рис. А.В.Алешкова

Рис. А.В.Алешкова

Из-за пространственной характеристики данного объекта (не говоря об изменении освещения) все предметы окружения, в том числе и движущиеся в пространстве, в отличие от предметов в интерьере, будут восприниматься как силуэт.

А.Пархоменко. Пальмира. Сирия. 1994 г. Б., тушь, перо

А.Пархоменко. Пальмира. Сирия. 1994 г. Б., тушь, перо

В учебном задании по рисованию экстерьера должны быть рисунки как длительного характера, так и беглые контурные зарисовки с последующей легкой тональной проработкой, имеющие самостоятельное значение. Характер этих рисунков будет зависеть как от используемого материала, так и от поставленных задач. В рисунке экстерьера важное значение имеет выбор формата бумаги. Здесь необходимо исходить из характера изображаемого объекта, его внешнего вида и задач, поставленных перед студентами. Формат бумаги рекомендуется разнообразить, хотя в учебном процессе это не всегда приветствуется, но тем не менее бывает необходимо для решения композиционной задачи. При этом не следует брать размеры более половины листа ватмана. Для рисунка может быть использована различная по тону и цвету бумага, т.е. тонированная бумага с незначительным цветовым колебанием холодного или теплого тонов. Желательно, чтобы цвет, тон, фактура бумаги соответствовали характеру и образу изображаемых объектов. Это же касается выбора рисовальных материалов (карандаш, тушь, перо, сангина, пастель, соус, уголь, мелки, палочки и т.п.).

А.Пархоменко. Калят аль Хасн (Замок крестоносцев). Сирия. 1994 г. Б., тушь, перо

А.Пархоменко. Калят аль Хасн (Замок крестоносцев). Сирия. 1994 г. Б., тушь, перо

В рисовании экстерьера важное место уделяется подготовительной работе над эскизом, когда внимательно изучается конструктивно-художественная структура сооружения, его место и связь с окружающей средой. Это необходимо для того, чтобы лучше разобраться в расположении различных предметов окружающего пространства, а также для определения композиционного положения данного объекта. Для совершенствования навыков в рисовании интерьера очень полезно выполнять зарисовки и беглые наброски архитектурных объектов и их пространственной среды с натуры. Чрезвычайно важным и необходимым упражнением для студентов является рисование объектов и пространственной среды по памяти и по представлению.

А.Пархоменко. Цитадель, г. Халеб, Сирия. 1994 г. Б., тушь, перо

А.Пархоменко. Цитадель, г. Халеб, Сирия. 1994 г. Б., тушь, перо

Рис. 103, а. Наброски и зарисовки экстерьеров

Рис. 103, а. Наброски и зарисовки экстерьеров

Рис. 103, б. Наброски и зарисовки экстерьеров

Рис. 103, б. Наброски и зарисовки экстерьеров

Рис. 103, в. Наброски и зарисовки экстерьеров

Рис. 103, в. Наброски и зарисовки экстерьеров

Рис. 103, д. Наброски и зарисовки экстерьеров

Рис. 103, д. Наброски и зарисовки экстерьеров

М.А.Врубель. Дворик зимой. 1903-1904 гг.

М.А.Врубель. Дворик зимой. 1903-1904 гг.

М.В.Добужинский. Петербургский дворик. 1920 г.

М.В.Добужинский. Петербургский дворик. 1920 г.